Петербургский исторический журнал № 2 (46) 2025

Главная страница » Архив номеров » 2025 год » Петербургский исторический журнал № 2 (46) 2025
ПИЖ_№_2_46_2025
 

ПИЖ №2 (46) 2025 — Е. Ю. Зубкова. «ПОБЕДА И ВЕЛИКОЕ ПРОЩАНИЕ»: КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ И ПОЛИТИКА ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. 1945–1965 ГГ.

В России существуют и сосуществуют несколько памятей о войне: одна формировалась спонтанно как живой опыт пережитого, другая была результатом реализации целевого государственного проекта, результатом политики по конструированию памяти. В какой степени государственный коммеморативный проект учитывал общественный запрос на память о войне? Какие цели преследовала государственная политика памяти, создавая образ Великой Отечественной войны? Как этот образ воплощался в различных мемориальных форматах? Этим и другим вопросам формирования памяти о войне — от Дня Победы 1945 г. и до Дня Победы 1965 г. — посвящена статья.

ПИЖ №2 (46) 2025 — А. В. Майоров. ХОРЕЗМИЙСКИЕ ТЮРКИ И МОНГОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ НА РУСИ В СЕРЕДИНЕ XIII ВЕКА: КУРЕМСА И САРРАЦИН

В результате успешных завоевательных войн как на Востоке, так и на Западе Евразии монголы выработали и систематически применяли эффективные мобилизационные технологии, что позволяло им широко использовать ресурсы завоеванных стран и народов — людские и материальные — для дальнейших завоеваний и создания мировой империи. Особое внимание монголы уделяли мобилизации квалифицированных специалистов — не только военачальников и профессионалов в военном деле, но и тех, кто специализировался в области гражданского администрирования и взимания налогов, особенно имевших навыки управления оседлым земледельческим и городским населением. Для управления завоеванными территориями монголы предпочитали использовать не местных, а привезенных из других стран и регионов администраторов, лояльных к новым хозяевам. Сохранившиеся источники позволяют по-новому определить этнический состав и характер деятельности главных представителей монгольских властей в русских землях в 1240 — начале 1260-х гг. В это время значительную роль в управлении русскими землями играли принявшие ислам хорезмийские тюрки. Таковыми можно считать представителей имперской администрации — таммачи Куремсу и даругачи (баскака) Саррацина, упоминающихся в русских летописях и отчете папского посланника Иоанна де Плано Карпини.

ПИЖ №2 (46) 2025 — Р. С. Асташкин. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНЗИТНОЙ ТОРГОВЛИ АРМЯНСКОЙ КОМПАНИИ В РУССКОМ ЦАРСТВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. (К ВОПРОСУ О ПОЗИЦИИ ПЕРСИИ)

В 1667 г. армянские семейные фирмы, базировавшиеся в Новой Джульфе (Персия), получили в Москве торговые привилегии, предусматривавшие право вывоза восточных товаров в Европу транзитом через Русское царство. Предмет исследования составляет вопрос об участии Персидского государства Сефевидов в данном торговом проекте. Поставленная проблема рассматривается в рамках темы «русского транзита», связанной с местом Русского царства в процессе экспансии европейцев на Восток. Фактический материал по теме публикации был проанализирован с помощью проблемно-хронологического и сравнительно-сопоставительного методов. Также были изучены тексты торговых соглашений, регулировавших статус Армянской компании. При подготовке статьи были использованы научные труды отечественных и иностранных историков, в том числе специалистов в области исторической иранистики. Сделан вывод о своеобразном гибридном характере договоренностей между русскими властями и персидскими армянами. Доказано, что официальная Персия не являлась полноценной стороной указанных взаимоотношений и не оказывала решающего влияния на их развитие. Высказана гипотеза, что Сефевиды в рассматриваемый период не были заинтересованы в переносе экспорта персидского сырого шелка на северное (русское) направление. Полученные научные результаты могут применяться в целях дальнейшего изучения специфики русско-персидских связей в раннее новое время и положения тогдашней России в системе международной торговли.

ПИЖ №2 (46) 2025 — П. А. Аваков. «СТАРШИЙ БРАТ» И ДРУГИЕ «РОДСТВЕННИКИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В историографии неизменно подчеркивается уникальность Санкт-Петербурга как города нового типа, ставшего символом имперской России. Многие авторы констатируют, что у него были исторические предшественники в том же регионе. В последние годы наметилась тенденция считать «старшим братом» Петербурга Таганрог, на месте которого в 1699 г. был заложен город-крепость Троицкий. На первый взгляд, для этого есть все основания. Троицкий действительно стал первым портовым городом, построенным в царствование Петра I на берегу моря по регулярному плану в качестве базы военно-морского флота. Как и Петербург, Троицкий являлся пограничным форпостом, и место для его строительства тоже выбрал сам царь. Однако исторические судьбы двух городов кардинально различаются, а обстоятельства их основания таят в себе загадки. В 1711 г. Петру I пришлось принести «старшего брата» в жертву ради процветания младшего, поскольку к тому времени балтийские планы стали для царя важнее черноморских. Возрожденная Екатериной II в 1769 г. крепость на Таганроге через 15 лет потеряла свое прежнее военно-стратегическое значение и превратилась в торговый город. Позже Таганрог стал одним из элементов «антипетербургского мифа».

ПИЖ №2 (46) 2025 — Б. П. Миловидов. ПЛЕННЫЕ ВРАЧИ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ НА РАБОТЕ В РУССКИХ ВОЕННЫХ ГОСПИТАЛЯХ: НАСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ VS ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В статье рассматривается вопрос об использовании военнопленных медиков армии Наполеона в 1812–1814 гг. на работе в российских военных госпиталях. Стремясь сократить расходы и отчасти компенсировать дополнительную нагрузку на казну, на которую неожиданно легло бремя содержания личного состава целой армии, российское правительство пыталось использовать пленных в экономике страны. Это было продолжением политики по привлечению квалифицированных иностранных специалистов, проводившейся российским правительством в мирное время. К работе в военных госпиталях удалось привлечь минимум 55 % попавших в плен медиков офицерского ранга. Это составляло около 19 % от русских военных врачей в офицерских чинах. Потребность в медицинском персонале была чрезвычайно острой. Медики привлекались добровольно, на основе материальной заинтересованности. Главным нормативным документом стало положение, подготовленное Я. В. Виллие и утвержденное М. И. Кутузовым 24 декабря 1812 г. Однако в реальности процесс привлечения пленных медиков к работам в госпиталях во многом происходил хаотично. Успехи были достигнуты, скорее, вопреки усилиям центральных властей, а не благодаря им. Излишняя централизация и отсутствие координации между военными и гражданскими властями, местными и центральными управленческими структурами, различными департаментами Военного министерства создавало проблемы. Назначение жалованья пленным врачам производилось индивидуально на уровне центрального аппарата Военного министерства и растянулось на много месяцев. Однако отчасти это компенсировалось усилиями местных властей, которые руководствовались по своему выбору другими законодательными нормами, казавшимися более или менее подходящими к ситуации.

ПИЖ №2 (46) 2025 — Л. П. Марней. РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. В ПРОЕКТАХ М. М. СПЕРАНСКОГО И Д. А. ГУРЬЕВА

В статье рассмотрены планы финансовых преобразований, разработанные М. М. Сперанским и Д. А. Гурьевым в первой четверти XIX в., основное внимание в которых уделялось развитию денежно-кредитной системы, одной из основных составляющих экономической безопасности Российской империи. С 1802 г., когда было создано Министерство финансов, и до подготовки в 1823 г. очередного проекта плана финансов происходило формирование стратегии, направленной на усовершенствование управления финансовым ведомством, мобилизацию материальных ресурсов, укрепление денежного обращения, стабилизацию финансовой системы Российской империи. Финансовые планы государственного секретаря и министра финансов, несмотря на некоторые отличия и особенности, показывают, что это была единая программа развития российской финансовой системы, которая была направлена на консолидацию в финансовом ведомстве всех источников доходов, позволяла обеспечивать независимость денежно-кредитной системы, проведение административных и политических реформ, способствуя, в том числе, экономическому и политическому укреплению Российского государства.

ПИЖ №2 (46) 2025 — А. А. Ефимов. ПРОБЛЕМА ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ДВОРЦОВЫХ ГОРОДАХ

Статья обращается к одной из проблем административной истории дворцовых городов середины XIX века. Автор отмечает, что эти поселения обладали особым статусом среди населенных пунктов Российской империи, состояли в ведении особых учреждений Министерства императорского двора — дворцовых правлений и во многом находились вне общей системы государственного управления и местного самоуправления. Этот особый статус давал им определенную независимость и даже возможность к некоторой фронде при решении вопроса о применимости тех или иных административных новшеств. Как отмечается в статье, это наблюдение вполне относится и к проблеме введения в действие института судебных следователей. Автор обращает внимание, что в то время как в значительной части губерний они начали свою работу вскоре после подписания соответствующего указа в начале лета 1860 г., в дворцовых городах только в августе был поставлен вопрос о возможности действия этих чиновников на их территории. Как отмечается в статье, представители местной администрации Петергофа с определенным воодушевлением восприняли идею передать вовне часть работы, лежавшей на городской полиции, признававшейся перегруженной. При этом оговаривались и границы участия судебных следователей в разбирательствах. В Царском Селе ситуация сложилась иначе. Несмотря на задекларированную готовность передать следственную работу, чиновники Царскосельской городской полиции под различными организационными и бюрократическими предлогами затягивали этот процесс. Автор отмечает, что в конце концов для решения этого вопроса потребовалось вмешательство Санкт-Петербургского губернского правления и издание распоряжения с прямой отсылкой на императорский указ о передаче дел, подлежащих уголовному судопроизводству, судебному следователю.

ПИЖ №2 (46) 2025 — М. Н. Барышников. БАТУМ В ОПЕРАЦИЯХ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПАРОХОДСТВА И ТОРГОВЛИ (1874–1913 ГГ.)

В статье, подготовленной с использованием материалов Российского государственного исторического архива, рассматриваются основные направления деятельности Русского общества пароходства и торговли в Батумском порту в 1874–1913 гг. Источники данных привлечены для решения трех исследовательских вопросов. Во-первых, каковы были региональные направления и содержание (грузовые и пассажирские потоки) этих морских перевозок? Во-вторых, насколько важными были эти перевозки с точки зрения региональных потребностей Батума? В-третьих, оказали ли эти перевозки существенное влияние на прибрежное и международное судоходство? В качестве методологической основы данный подход может способствовать выявлению основных этапов, институциональных соглашений заинтересованных сторон (государственно-частное партнерство) и направленности перемещения товаров в цепочках поставок, а также характера торговых отношений между регионами, одновременно проясняя, как соответствующие изменения и развитие зависят от потребительского спроса, геополитической и социально-экономической ситуации, и, в первую очередь, функционирования морского транспорта. Результаты исследования показывают, что эти изменения и развитие были обусловлены несколькими факторами: благоприятными инфраструктурными условиями в порту Батума; преимуществами, связанными со спецификой местоположения, такими как возможность координировать внутренние и внешние перевозки и эффективно перенаправлять грузы и пассажиров; переговорными процессами с государственными органами в результате сильных позиций судоходной компании, а также особенностями многонационального характера и экономическими возможностями Черноморского региона.

ПИЖ №2 (46) 2025 — А. К. Кириллов. ХОДАТАЙ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ В НАЧАЛЕ XX В.

Статья связана с изучением малоизвестного явления российской истории — податных присутствий. К началу XX в. они стали неотъемлемой частью технологии расчета налогов в передовой части российской податной системы. Важная часть деятельности податных присутствий — рассмотрение возражений предпринимателей против назначенной им суммы дополнительного промыслового налога. Исследование выполнено на базе коллекции возражений, поданных плательщиками 2-го Томского участка в 1907 г. Методы исследования имеют отношение к графологии, текстологии и герменевтике. Сопоставляя оформление возражений, характерные языковые обороты и логику обоснования требований плательщиков, выявляя различия между похожими документами и анализируя исправления в текстах, автор обнаруживает три серии возражений, в каждой из которых все документы (численностью от двух до восьми) несомненно сочинены одним и тем же лицом. Дополняя содержательный анализ сопоставлением почерков, которыми выполнены сами возражения, подписи под ними и приписки к ним, автор доказывает, во‑первых, что возражения сочинялись не самими плательщиками, а профессиональными консультантами, и во‑вторых, что по крайней мере у двух консультантов имелись помощники, занимавшиеся непосредственным изготовлением документов. В одном из случаев установлено и имя консультанта. Из этого делается вывод о существовании у провинциальных российских предпринимателей начала XX в. несомненно выраженной тенденции доверять борьбу за сокращение своих налоговых платежей профессионалам, занимавшихся оказанием юридических услуг.