Е. Д. Твердюкова. Вестернизация потребительских ценностей в СССР в первые послевоенные годы (1945–1949) // Петербургский исторический журнал. 2023. № 1. С. 83–94
Аннотация:
В статье анализируются тенденции вестернизации потребления в советском городском обществе по окончании Великой Отечественной войны (1945–1949). Показано, что еще с середины 1930-х гг. в СССР началось распространение западных культурных ценностей, был легализован поворот к вещизму. Прерванный войной процесс возобновился с новой силой после того, как в страну массово стали поступать кинофильмы иностранного производства, автомобили, вещи, привезенные фронтовиками в качестве трофеев и присылавшиеся в посылках с гуманитарной помощью. Автор считает, что кампания борьбы с буржуазными ценностями развернулась еще до официального провозглашения курса на изоляцию от заграничной культуры и противодействие космополитизму. При этом эффект от кампаний в сфере потребления был обратным тому, к чему стремилась советская пропаганда. Борьба с западным вещизмом развернулась в условиях тотального дефицита и невысокого качества отечественной одежды, обуви, товаров культурно-бытового обихода, так что средства массовой информации во многом сами сформировали вокруг заграничного ширпотреба ореол престижа. Это привело к формированию новой культуры потребления, с характерным для советских граждан стремлением приобрести товары иностранного, а не отечественного производства.
Ключевые слова:
послевоенный СССР, западный вещизм, потребители.
Автор:
Твердюкова, Елена Дмитриевна — д. и. н., профессор, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета; ведущий научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН.
E-mail: e.tverdyukova.spbu.ru