ПИЖ №2 (38) 2023 — Содержание
Содержание номера
В статье рассматривается использование вина и пива в обиходе небольших монастырей Белозерского края в XVI–XVII вв. на примере Кирилло-Новоезерского мужского и Горицкого Воскресенского женского. В монастырских документах различаются церковное и нецерковное вино, реже встречается пиво. Церковное вино рассматривалось как важнейшая литургическая принадлежность, средства на его приобретение предоставлялись государством или в составе руги, или в качестве ее компенсации. Нецерковное вино и пиво использовались монастырями в рамках сложной системы взаимоотношений с окружающим миром.
Характерной чертой Великой Отечественной войны стала мобилизация населения на различные работы. В Ленинграде первой такой кампанией стала посылка на строительства оборонительных сооружений в Ленинградской области и пределах города. В статье рассматриваются формы и методы организации населения, основные черты трудовой мобилизации 1941 г., характеризуются условия, в которых приходилось работать мобилизованным, а также недостатки и опыт первых месяцев войны, позволивший использовать наиболее эффективные формы координации мобилизационных процессов и методы привлечения населения на различные трудовые повинности.
Дефицит инвестиций в модернизацию советской промышленности обусловливал исключительную заинтересованность политического руководства СССР в наращивании масштабов сырьевого и промышленного экспорта. В статье анализируются причины, которыми обусловливалось в конце 1920-х — начале 1930-х гг. постоянное невыполнение планов экспортных поставок хозяйствующими субъектами Ленинградской области (промышленными предприятиями, кооперативными объединениями, системой железнодорожных, речных и морских коммуникаций).
Статья посвящена изучению истории японского губернаторства Карафуто после перехода территории Южного Сахалина к СССР. Особенности взаимодействия советских и японских чиновников состояли в наведении порядка, обеспечении работы всех отраслей промышленности и возвращения к мирной жизни. Опыт совместного государственного управления длился с 23 сентября по 30 декабря 1945 г.
В статье рассматриваются донесения советских офицеров, участвовавших в операциях Тихоокеанского флота (ТОФ) по высадке десанта в портах Кореи во время советско-японской войны 1945 г. В фокусе внимания автора лежит восприятие советскими военнослужащими Кореи и корейцев, что в современной историографии еще не подвергалось анализу, при том что эта «встреча культур» во многом предопределила взаимоотношения СССР, а потом РФ и Кореи на долгие десятилетия.
Размышления М.М.Сперанского о судьбах и перспективах российского самодержавия находятся в основании его плана реформ. Изучение комплекса идей и предложений реформатора позволяет заключить, что содержащиеся в них конкретные предложения основываются на общих выводах Сперанского о необходимости принять во внимание закономерности исторического развития, имеющие всеобщий характер, а также следовать базовым принципам и историческим урокам собственной страны.
Автор статьи утверждает, что «Введение к Уложению Государственных законов», составленное М.М.Сперанским в 1809 г., является не попыткой трансформации России в буржуазную монархию, как принято считать в отечественной историографии, а, напротив, целенаправленным актом кодификации абсолютистской разновидности монархической формы государственности. Для ответа на вынесенный в заголовок вопрос следует рассмотреть исторический контекст, обусловивший появление самого документа, т. е. выявить причины и мотивацию его составления.
В первой четверти XIX в. системообразующим элементом размышлений современников о преимуществах различных форм правления было утверждение о главенствующем значении для устойчивости политических институтов стремления граждан к достижению общего блага и наличия необходимых для соучастия в управлении морально-нравственных качеств. Рассматриваемые в данном контексте конституционные идеи М.М.Сперанского открывают перед исследователями перспективу понимания причин отказа от реализации представленного им проекта государственных преобразований.
Как известно, в течение начального периода министерской реформы с 1802 по 1810 г. министры действуют в своеобразном правовом вакууме, так как, кроме Манифеста и Указа 8 сентября 1802 г., не было иных законодательных актов, регламентировавших их деятельность. Все это не могло укрыться от педантичного взгляда государственного деятеля той эпохи и лица, приближенного к императору Александру I, — М.М.Сперанского. Но подробные инструкции каждому министру, обещанные статьей Х Манифеста 8 сентября 1802 г., так и не были разработаны из-за отставки М.М.Сперанского, последовавшей 17 марта 1812 г. и начавшейся вскоре Отечественной войны 1812 г. Таким образом, был упущен шанс завершения правового оформления министерской системы управления уже в 1811 г.