ПИЖ №2 (38) 2023 — Содержание
Содержание номера
В статье рассматривается использование вина и пива в обиходе небольших монастырей Белозерского края в XVI-XVII вв. на примере Кирилло-Новоезерского мужского и Горицкого Воскресенского женского. В монастырских документах различаются церковное и нецерковное вино, реже встречается пиво. Церковное вино рассматривалось как важнейшая литургическая принадлежность, средства на его приобретение предоставлялись государством или в составе руги, или в качестве ее компенсации. Нецерковное вино и пиво использовались монастырями в рамках сложной системы взаимоотношений с окружающим миром: для угощения представителей администрации, вкладчиков и контрагентов. При этом практика угощений женским монастырем была более ограниченной: в тех случаях, когда представители мужского монастыря угощали вином, представители женского монастыря использовали иные гостинцы. Документы также показывают случаи злоупотреблений вином насельниками монастырей.
Характерной чертой Великой Отечественной войны стала мобилизация населения на различные работы. В Ленинграде первой такой кампанией стала посылка на строительства оборонительных сооружений в Ленинградской области и пределах города. В статье рассматриваются формы и методы организации населения, основные черты трудовой мобилизации 1941 г. Отдельно характеризуются условия, в которых приходилось работать мобилизованным (снабжение питанием и инструментами, места проживания на время выполнения работ). Определяются основные недостатки, выявленные руководством Ленинграда в начале войны и то, как опыт первых месяцев Великой Отечественной войны дал возможность выявить наиболее эффективные формы координации мобилизационных процессов и методы привлечения населения на различные трудовые повинности.
Дефицит инвестиций в модернизацию советской промышленности обусловливал исключительную заинтересованность политического руководства СССР в наращивании масштабов сырьевого и промышленного экспорта. В статье анализируются причины, которыми обусловливалось в конце 1920-х — начале 1930-х гг. постоянное невыполнение планов экспортных поставок хозяйствующими субъектами Ленинградской области (промышленными предприятиями, кооперативными объединениями, системой железнодорожных, речных и морских коммуникаций).
Статья посвящена изучению истории японского губернаторства Карафуто после перехода территории Южного Сахалина к СССР. Особенности взаимодействия советских и японских чиновников состояли в наведении порядка, обеспечении работы всех отраслей промышленности и возвращения к мирной жизни. Опыт совместного государственного управления длился с 23 сентября по 30 декабря 1945 г.
В статье рассматриваются донесения советских офицеров, участвовавших в операциях Тихоокеанского флота (ТОФ) по высадке десанта в портах Кореи во время советско-японской войны 1945 г. В фокусе внимания автора лежит восприятие советскими военнослужащими Кореи и корейцев, что в современной историографии еще не подвергалось анализу, при том что эта «встреча культур» во многом предопределила взаимоотношения СССР, а потом РФ и Кореи на долгие десятилетия.
Размышления М.М.Сперанского о судьбах и перспективах российского самодержавия находятся в основании его плана реформ. Изучение комплекса идей и предложений реформатора позволяет заключить, что содержащиеся в них конкретные предложения основываются на общих выводах Сперанского о необходимости принять во внимание закономерности исторического развития, имеющие всеобщий характер, а также следовать базовым принципам и историческим урокам собственной страны.
Автор статьи утверждает, что «Введение к Уложению Государственных законов», составленное М. М. Сперанским в 1809 г., является не попыткой трансформации России в буржуазную монархию, как принято считать в отечественной историографии, а, напротив, целенаправленным актом кодификации абсолютистской разновидности монархической формы государственности.
В первой четверти XIX в. системообразующим элементом размышлений современников о преимуществах различных форм правления было утверждение о главенствующем значении для устойчивости политических институтов стремления граждан к достижению общего блага и наличия необходимых для соучастия в управлении морально-нравственных качеств. Рассматриваемые в данном контексте конституционные идеи М.М.Сперанского открывают перед исследователями перспективу понимания причин отказа от реализации представленного им проекта государственных преобразований.
Как известно, в течение начального периода министерской реформы с 1802 по 1810 г. министры действуют в своеобразном правовом вакууме, так как, кроме Манифеста и Указа 8 сентября 1802 г., не было иных законодательных актов, регламентировавших их деятельность. Все это не могло укрыться от педантичного взгляда государственного деятеля той эпохи и лица, приближенного к императору Александру I, — М.М.Сперанского. Но подробные инструкции каждому министру, обещанные статьей Х Манифеста 8 сентября 1802 г., так и не были разработаны из-за отставки М.М.Сперанского, последовавшей 17 марта 1812 г. и начавшейся вскоре Отечественной войны 1812 г. Таким образом, был упущен шанс завершения правового оформления министерской системы управления уже в 1811 г.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности, сборе персональных данных и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.