ПИЖ №4 (44) 2024 — Содержание
Содержание номера
Статья посвящена малоизученным аспектам междукняжеских отношений второй половины XI в. Обращаясь к обстоятельствам крещения второго сына Владимира Мономаха Изяслава, автор пытается предложить непротиворечивую картину развития событий во взаимоотношениях Всеволодовичей и Святославичей на хронологическом отрезке 1077-1078 гг. Актуальность этого вопроса объясняется тем, что именно в это время назревает конфликт за Чернигов и закладываются основы конфликтных отношений между потомками Владимира Мономаха и Олега Святославича — тех отношений, которые будут определять политическую повестку южнорусских земель на протяжении XII — первой половины XIII в. Высказывается предположение, что крещение Изяслава Владимировича, крестным отцом которого стал Олег Святославич, произошло в течение 1077 г., во время смоленского княжения Владимира Мономаха, до его перехода на черниговский стол.
Для управления завоеванными территориями монголы предпочитали использовать не местных, а привезенных из других стран и регионов администраторов, лояльных к новым хозяевам. Часто монгольскими администраторами и сборщиками налогов становились крупные международные торговцы, именуемые ортогами. Сохранившиеся источники, происходящие из различной культурно-языковой среды и доступные нам как в оригинале, так и в переводах на современные языки, а также новейшие научные данные об основных институтах и способах управления, использовавшихся монголами в период единой империи, позволяют по-новому определить этнический состав и характер деятельности главных представителей монгольских властей в русских землях в середине XIII в. В это время значительную роль в управлении русскими землями играли принявшие ислам хорезмийские тюрки. Таковыми можно считать представителя имперской администрации — титяма Кутлубия (Кутлубека), а также налоговых откупщиков, действовавших в Северо-Восточной Руси.
В статье с привлечением новых источников и редкой литературы рассматриваются важные события в жизни Российской империи в последний год царствования Екатерины II и переходе власти к императору Павлу. Изложены взгляды известных историков на личность Павла, на факторы, повлиявшие на формирование его мировоззрения как высшего лица в государстве и на его последующую деятельность. Подчеркивается значение сподвижников Екатерины II для нового императора на начальном этапе его пребывания на престоле, а также роль Франции и Швеции в формировании внешне-политического курса России конца XVIII в.
В подготовительных материалах для написания «Истории Петра Великого» А. С. Пушкин собственноручно наметил одну из сквозных тем будущего труда: взяточничество чиновников и нарушение ими законов. Эта тема была весьма актуальна в пушкинское время. Выделив в качестве отправного сюжета при оценке Московского царства «алчных дьяков», Пушкин выписывал из труда И. И. Голикова о Петре I нужные ему случаи мздоимства и казнокрадства, равно как и факты борьбы с ними Петра. Из этого можно сделать вывод, что, по мысли Пушкина, деспотический характер преобразований царя-самодержца был следствием не столько его характера, сколько условий русской жизни на протяжении веков. В таком понимании российского самодержавия и отечественной истории Пушкин, очевидно, опережал свое время.
В статье рассматриваются взаимоотношения Сперанского с семьей богатого откупщика В. А. Злобина. Историки, изучавшие биографию Сперанского, и саратовские авторы, которые писали о семье Злобиных, упоминали о родственной связи этой семьи с государственным деятелем. Сын откупщика Константин был женат на Марианне Стивенс, сестре жены Сперанского. Его стремительная карьера в высших государственных учреждениях и получение им чина, который давал право на дворянство, давали повод для слухов в Петербурге о покровительстве семье Злобиных со стороны Сперанского….
Cтатья посвящена истории появления первых тематических карт европейской части Российской империи в 1840-е — начале 1850-х гг. Доказывается связь между «Картой промышленности Европейской России» (1842) и известной геологической экспедицией Р. И. Мурчисона, Э. де Вернейля и А. Кейзерлинга, а также подтверждается участие Н. А. Милютина в работе над «Хозяйственно-статистическим атласом Европейской России» (1851). Демонстрируется возникновение в конце 1830-х — начале 1840-х гг. в центральном аппарате ключевых министерств Российской империи интеллектуальных центров, придавших импульс многочисленным проектам статистического описания и картирования природных богатств и экономической активности населения. Прослеживаются многочисленные неформальные связи между представителями этих групп и обсуждается вопрос о том, как повлиял результат их работы на переосмысление пространства Российской империи.
В статье на основе широкого круга источников характеризуется российский рынок продуктов для искусственного вскармливания младенцев второй половины XIX — начала ХХ в. Основными потребителями данной продукции стали представители двух крайних категорий детского населения (самые бедные и вполне обеспеченные). Именно данное обстоятельство и способствовало захвату отечественного рынка иностранными производителями. Приготовить самостоятельно в соответствии с крайне сложным рецептом молочные смеси, предложенные европейскими изобретателями, могли только специалисты, трудившиеся в детских учреждениях, а дорогой быстрорастворимый «патентованный продукт» был по карману исключительно обеспеченным семьям. Именно на последнюю категорию потребителей и была рассчитана широкомасштабная рекламная кампания, проводимая иностранными фирмами, обещавшая матерям полную гарантию качества детского питания при невероятной легкости его домашнего приготовления…
В статье раскрываются разработанные советскими педагогами и официально рекомендованные формы и методы использования темы гражданской войны в Испании в воспитательной работе со школьниками. Основное внимание уделено каналам и средствам проникновения информации в детскую повседневность, приемам и техникам включения ее в организацию коллективного и индивидуального досуга. Инициированный взрослыми сбор денег в помощь антифашистскому сопротивлению, обмен символическими вещами, регулируемая переписка и другие акции создавали ощущение причастности к событиям в Испании, условно ставили советских детей в один ряд с испанскими подростками, сражавшимися на стороне республиканцев. Занятия, связанные с общественной, физической и интеллектуальной активностью, дополняли содержание информационного потока, передаваемого радиоэфиром, кинофотодокументалистикой, многочисленными беллетризованными печатными изданиями. Создание художественных образов, различные виды театрализованной деятельности давали детям возможность апробировать новые модели поведения, постигать ситуацию в далекой стране, примеряя ее к себе…
В статье рассматривается развитие духовного образования служителей в конфессиях русского протестантизма (евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники). Автор статьи показывает, что в дореволюционный период и первые годы советской власти русские протестанты ехали учиться за рубеж — самостоятельно или по направлению общины. Кроме того, после 1905 г. власти разрешили им создавать духовные образовательные структуры внутри страны. По мнению автора, самой распространенной формой духовного образования служителей стали краткосрочные курсы, организованные силами центральных и региональных протестантских объединений. Несмотря на конфессиональные различия, программа была примерно одинаковой: Библия, основы духовных дисциплин, иногда — общеобразовательные предметы. В конце 1920-х гг. все протестантские курсы были закрыты. С 1956 г. евангельские христиане-баптисты (крупнейшая в СССР протестантская конфессия), а позже адвентисты седьмого дня получили возможность периодически отправлять за границу группы молодых служителей для получения духовного образования…