Петербургский исторический журнал №1 (41) 2024

Главная страница » Архив номеров » 2024 год » Петербургский исторический журнал №1 (41) 2024

ПИЖ № 1 (41) 2024 - Содержание

 

|

ПИЖ №1 (41) 2024 — А. В. Келлер. КОНТЕКСТ ВРЕМЕНИ, ВЫЗОВЫ ЭПОХИ: МЕСТО «ХУДОЖЕСТВ» В ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Развитие фундаментальной науки с помощью ремесел, т. е. новых технологий, и ремесел с помощью наук нашло свое воплощение в создании Академии художеств и наук, основанной именным указом из Сената 28 января (8 февраля) 1724 г. в Санкт-Петербурге. Такое сочетание в названии является декларацией о намерениях и видением развития науки, технологий и промышленности в их комплексной взаимосвязи. Практичному и прагматичному Петру Алексеевичу импонировали предложения Г. В. Лейбница инкорпорировать «искусства и художества» в Академии наук. Почему же выделяется роль именно Лейбница, ставшая уже общим местом в историческом нарративе Академии наук XIX в.? Во множестве своих записок Петру Лейбниц на протяжении почти 20 лет (с 1697 по 1716) доказывал необходимость основания центрального учреждения (коллегии) для «художеств и наук», в ведении которого должны были также находиться «художники и ремесленники с их произведениями», что означало связь теории и практики в новой академии: «…ничто не может быть так важно <…>, как наука и художества», писал Лейбниц в своей первой записке царю в 1697 г., возможно, не дошедшей до него, но несшей в себе все основные идеи, изложенные Лейбницем впоследствии.

|

ПИЖ №1 (41) 2024 — Б. П. Миловидов. ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОПЛЕННЫХ АРМИИ НАПОЛЕОНА В РОССИИ

Статья, основанная прежде всего на мемуарных источниках, посвящена факторам социокультурной адаптации военнопленных наполеоновской армии, несколько десятков тысяч которых, пережив гуманитарную катастрофу, оказались разбросанными по всей территории Европейской России. Большинство этих факторов были связаны с модернизационными процессами, которые происходили в России, с заимствованием западноевропейских культурных ценностей и моделей поведения. Российские дворяне, ориентированные в большинстве на европейскую культуру, охотно помогали пленным, принимали их в своих домах. Пленники могли рассчитывать на помощь и участие со стороны российских военных, тоже привыкших к европейским обычаям войны, частью которых было гуманное обращение с пленными. Даже в российской провинции было немало выходцев из европейских стран, также помогавших соотечественникам. Эти факторы влияли и на языковую ситуацию — распространение европейских языков облегчало общение.

|

ПИЖ №1 (41) 2024 — Д. В. Рыбин. ВОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЛЕГАЛИСТОВ И ЭКОНОМИСТОВ ПОЛИЦЕЙСКОМУ ДАВЛЕНИЮ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

На рубеже XIX-XX вв. государство усилило давление на представителей либеральной интеллигенции в России. Эпоха умеренного консерватизма Александра III сменилась периодом примитивного традиционализма. Даже малейшие отступления от государственной политики, любая критика стала восприниматься как оппозиция. Если до социалистов добраться было трудно, то до либералов, напротив, легко. Они стали объектом государственных репрессий. При этом сами умеренные либералы поддерживали государство. Одной из наиболее пострадавших организаций стало Вольное экономическое общество. Оно имело особый автономный статус, которого не было у других организаций. В его состав вошли многие либеральные юристы (легалисты) и их друзья экономисты. На заседаниях общества присутствовала молодежь, обсуждались государственные вопросы. МВД, исходя из необходимости запрещать любое политическое поведение, стремилось подчинить и ограничить ВЭО. В отношении Общества развернулась репрессивная кампания. Права общества постепенно ограничивались. С 1900 г. ВЭО почти перестало функционировать после серии конфликтов и возобновило свою работу с 1905 г. Прекращение работы ВЭО вызвало новую волну раздражения среди столичной интеллигенции, направленную против государства.

|

ПИЖ №1 (41) 2024 — П. Г. Рогозный. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ ИКОН ВО ВРЕМЯ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Иконы занимают особое место в жизни русского народа. Мнение, что они перестали играть общественно-политическую роль в новейшее время, представляется неточным. Придя к власти, большевики законодательно разработали постановление об удалении икон из всех общественных мест. Однако удаление икон натолкнулось на сопротивление этой акции части народа. Все это рождало многочисленные конфликты вокруг икон. Сами большевики свою политику удаления икон из общественных мест назвали иконоборчеством. С византийским иконоборчеством сравнивали политику новой власти их противники. Сразу после удаления религиозных изображений их места заняли портреты вождей революции.