Т. Н. Жуковская. Школа для империи: М. М. Сперанский и С. С. Уваров о просвещении как инструменте реформирования империи // Петербургский исторический журнал. 2023. № 3. С. 140–148
Аннотация:
Статья анализирует отражение в переписке М. М. Сперанского и С. С. Уварова 1819 г. основных проблем, стоявших в тот момент перед реформаторами просвещения в Российской империи. Среди них — противодействие со стороны «инквизиции», одерживающей верх в Министерстве народного просвещения, культурная инородность всего российского Востока, лежавшего за Уралом, одиночество реформаторов, колоссальный размах стоявших перед ними задач. Тем не менее подвижническая деятельность М. М. Сперанского во время его миссии по ревизии и управлению Сибирью дала ощутимые результаты не только в сфере административной унификации территорий и народов Сибири, но и в направлении устройства учебных заведений: гимназий, уездных и приходских училищ, ланкастерских школ. Общий культурный багаж и взаимоуважение корреспондентов сближают их позиции в оценке перспектив просвещения России и ее восточных окраин.
Ключевые слова: М. М. Сперанский, С. С. Уваров, реформы просвещения при Александре I, Сибирское генерал-губернаторство, народные училища, просвещение инородцев.
Автор:
Жуковская, Татьяна Николаевна — к. и. н., старший научный сотрудник Отдела новой истории России Санкт-Петербургского института истории РАН.
E-mail: tzhukovskaya@yandex.ru