О. П. Илюха. ¡No pasarán! Методы привнесения образов и символов гражданской войны в Испании в повседневность советских детей // Петербургский исторический журнал. 2024. № 4. С. 92–110
Аннотация:
В статье раскрываются разработанные советскими педагогами и официально рекомендованные формы и методы использования темы гражданской войны в Испании в воспитательной работе со школьниками. Основное внимание уделено каналам и средствам проникновения информации в детскую повседневность, приемам и техникам включения ее в организацию коллективного и индивидуального досуга. Инициированный взрослыми сбор денег в помощь антифашистскому сопротивлению, обмен символическими вещами, регулируемая переписка и другие акции создавали ощущение причастности к событиям в Испании, условно ставили советских детей в один ряд с испанскими подростками, сражавшимися на стороне республиканцев. Занятия, связанные с общественной, физической и интеллектуальной активностью, дополняли содержание информационного потока, передаваемого радиоэфиром, кинофотодокументалистикой, многочисленными беллетризованными печатными изданиями. Создание художественных образов, различные виды театрализованной деятельности давали детям возможность апробировать новые модели поведения, постигать ситуацию в далекой стране, примеряя ее к себе. Направление в желаемое русло творческой инициативы школьников, способностей к выдумке и изобретательству усиливало эффект агитационно-просветительской работы. Показано, что испанская тематика широко использовалась в военно-патриотическом воспитании и политической социализации школьников. Результатом «детского сегмента» информационной кампании стал эмоциональный отклик детей, который превзошел ожидания. Автор приходит к заключению, что широкое присутствие темы гражданской войны на Пиренеях в повседневной жизни советских детей способствовало закреплению
знаков, символов и образов Испании в культурной памяти и ее межпоколенческой преемственности.
Ключевые слова:
гражданская война в Испании, история детства, повседневная жизнь, советская
пропаганда, военно-патриотическое воспитание.
Автор:
Илюха, Ольга Павловна — д. и. н., ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск, Россия).
E-mail: ilyukha.olga@mail.ru