К концу блокады процесс восстановления предвоенной правовой дисциплины предприятий и организаций Ленинграда постепенно становился все более очевидным. Это коснулось и деятельности государственного арбитража. Ушло в прошлое прежде распространенное явление, когда стороны по объективным или необъективным причинам не являлись в заседания госарбитража. Обязательность заключения предприятиями и организациями договоров об оказании услуг, как и право арбитража отслеживать выполнение своих решений и решений Ленгорисполкома и Леноблисполкома, практически перестали оспариваться.
А.И. Рупасов. Деятельность Ленинградского городского и областного государственных арбитражей в 1943–1944 гг. // Петербургский исторический журнал. 2022. № 3. С. 80–89
Аннотация:
В 1943–1945 гг. Ленинградский городской и Ленинградский областной государственные арбитражи значительно активизировали свою деятельность. В результате обязательность заключения предприятиями и организациями договоров об оказании услуг и право арбитража отслеживать выполнение своих решений практически перестали оспариваться. Более активно государственный арбитраж стал прибегать к возбуждению дел и «направлению сообщений о различных недостатках в работе государственных органов» в органы государственной власти. Эти сообщения могли касаться нарушений финансовой дисциплины предприятиями и организациями, нарушений учета товарно-материальных ценностей, неполноты и нечеткости действующих договоров, уклонения от выполнения договоров, выпуска некачественной продукции, дефектов планирования и распределения продуктов широкого потребления. Фактически государственный арбитраж все более превращался в орган государственного управления, хотя, по мнению юристов, он таковым органом не являлся, административной властью не обладал. Однако, добившись права контроля и используя право информирования («сигнализации») органов власти о дефектах в хозяйственной деятельности предприятий и организаций, государственный арбитраж приобрел де-факто статус органа управления. Вместе с тем между городским и областным государственным арбитражем возникали противоречия, так как городской арбитраж нередко вторгался в сферу подсудности областного арбитража. Проявившееся во время войны стремление городского государственного арбитража Ленинграда к расширению сферы своей компетенции, несмотря на сдержанное, если не негативное отношение к этому со стороны органов местной исполнительной власти, отчасти находило свою реализацию в практике его деятельности. В результате ленинградский Госарбитраж приобретал черты административного органа, органа управления.
Ключевые слова:
городской арбитраж, областной арбитраж, ведомственный арбитраж, блокада, Ленинград, договорная дисциплина, компетенция, исполнительная власть.
Автор:
Рупасов, Александр Иванович — д.и.н., ведущий научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории, Российская академия наук.
E-mail: rupasov_ai@mail.ru