О. А. Любезников. Образ М. М. Сперанского в художественной пластике XIX века: из истории символической политики в Российской империи // Петербургский исторический журнал. 2023. № 2. С. 239–246
Доклад на международной научной конференции «Великий реформатор России: к 250-летию со дня рождения Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839)». Санкт-Петербург, 22–23 сентября 2022 г.
Аннотация:
В статье рассматривается история создания скульптурных изображений М. М. Сперанского (1772-1839) в Российской империи в XIX в. Предпринята попытка проанализировать, какой публичный образ этого государственного деятеля складывался благодаря искусству ваяния. Первые — отличавшиеся натурализмом — скульптурные изображения М. М. Сперанского, изготовленные посредством посмертной маски, представляли собой бюсты, исполнявшиеся по заказу частных лиц. Публичные монументы, увековечившие облик сановника, появились в царствование Александра II. Фигура М. М. Сперанского представлена на рельефах петербургского памятника Николаю I и новгородского памятника «Тысячелетию России». В основу изображения в обоих случаях был положен предложенный бароном М. А. Корфом образ государственного деятеля — верноподданного спутника императора Николая Павловича. М. М. Сперанский как политический реформатор, разработчик кардинальных конституционных преобразований начала XIX в. не мог быть увековечен в скульптуре в контексте символической политики Александра II, принципиального приверженца незыблемости самодержавной власти.
Ключевые слова: М. М. Сперанский, историческая память, символическая политика, Монферран, Корф, Николай I, бюст, памятник, рельеф, Российская империя.
Автор:
Любезников, Олег Анатольевич — к.и.н., доцент кафедры музейного дела и охраны памятников института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
E-mail: o.lyubeznikov@spbu.ru
ORCID: 0000-0003-3086-0696