Т. Ю. Толстиков. Преодолевая продовольственный и транспортный кризис: история
проектирования и строительства ледовых железнодорожных переправ через Ладожское озеро в 1941–1943 гг. // Петербургский исторический журнал. 2024. № 4. С. 123–136
Аннотация:
Одним из важнейших аспектов истории обороны Ленинграда является продовольственный кризис 1941-1942 гг. — гуманитарная катастрофа, унесшая жизни сотен тысяч горожан. Эти события стали результатом установления сухопутной блокады города и захвата ключевых путей сообщения немецкими войсками. Единственной коммуникацией, которая связывала Ленинград со страной, стало Ладожское озеро, ранее практически не использовавшееся в транспортных целях. Особой проблемой для руководства стала организация снабжения в зимний период, когда водные грузоперевозки были неосуществимы. Выходом из положения стало создание автогужевой трассы через Ладогу — знаменитой «Дороги жизни». Однако одними из приоритетных вариантов продовольственного обеспечения города являлись различные проекты ледового железнодорожного строительства, история которых недостаточно освещена в научной литературе. Успешное возведение подобных магистралей могло привести к возобновлению регулярного сообщения Ленинграда со страной и прорыву блокады невоенным путем. В данной статье анализируются различные проекты подобных коммуникаций, процесс их рассмотрения органами власти, история строительства свайно-ледовой эстакады и узкоколейной железной дороги через Ладогу зимой 1942-1943 гг.
Ключевые слова:
Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, «Дорога жизни», продовольственный кризис, Ладожское озеро, железные дороги, НКПС.
Автор:
Толстиков, Тимофей Юрьевич — стажер-исследователь Санкт-Петербургского государственного университета, лаборант Санкт-Петербургского института истории РАН (Санкт-Петербург, Россия).
E-mail: timofey.tolstikov@mail.ru