В представленной статье рассматривается характер складывающихся отношений между министром иностранных дел А.М. Горчаковым и его сыном Михаилом и Русским обществом пароходства и торговли в связи с функционированием западно-средиземноморских пароходных линий, ориентированных на развитие транспортного сообщения с портами Франции и Испании. Исследование позволяет не только оценить результативность этих отношений, но и более полно представить причины переориентации компании на ближневосточное и персидское направления операций, определявшейся долгосрочными интересами России в этих регионах.
М.Н. Барышников. Горчаковы и операции Русского общества пароходства и торговли в Западном Средиземноморье // Петербургский исторический журнал. 2022. № 3. С. 48–63
Аннотация:
В начале ХХ в. Русское общество пароходства и торговли являлось крупнейшей судоходной фирмой России. Компания, уникальная в среде отечественного бизнеса, ориентировалась на правительственные субсидии при содержании трансграничных линий в 1856–1914 гг. Осуществляемые морские перевозки пользовались особым вниманием государственных чиновников, в том числе министра иностранных дел А.М. Горчакова и его сына Михаила, которые поддерживали связь с членами правления и ключевыми акционерами и предоставляли административные ресурсы для ведения зарубежных операций, получая при этом во второй половине XIX в. значительные доходы. Данное исследование, основанное на архивных источниках, показывает, как взаимодействие Горчаковых со своими деловыми партнерами проявилось в учреждении западно-средиземноморского направления судоходства. Обращаясь к истории Русского общества пароходства и торговли, автор в статье утверждает, что поддержка Горчаковых оказалась двойственной для компании в ее усилиях по преодолению различного рода рисков и обеспечения долгосрочного присутствия в Средиземном море. В частности, в статье выявляются противоречия между индивидуальными предпочтениями Горчаковых и интересами членов правления и крупных акционеров. Хотя некоторые из инициатив, направленные на развитие трансграничного сообщения в Западном Средиземноморье, потерпели неудачу, они свидетельствовали в целом о возможности согласованных усилий по использованию частного бизнеса и административного ресурса для укрепления позиций России в этом регионе.
Ключевые слова:
А.М. Горчаков, М.А. Горчаков, Русское общество пароходства и торговли, морские грузоперевозки, Западное Средиземноморье, Франция, Испания.
Автор:
Барышников, Михаил Николаевич — д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
E-mail: barmini@list.ru