В статье рассматриваются основные тенденции трансформации условий и практик потребления в СССР как одного из ключевых показателей изменения уровня и качества жизни населения — от окончания Второй мировой войны до конца 1960-х гг. Вектор этих перемен условно можно обозначить как движение от «общества выживания» к «обществу потребления» и одновременно как ответ на отложенные ожидания 1945 г. На основе анализа научной литературы, статистических данных и результатов социологических исследований делается вывод о постепенном формировании в СССР специфического, «советского» варианта общества потребления — «общества потребления в условиях дефицита».
Е. Ю. Зубкова. От «общества выживания» к «обществу потребления»: трансформация условий и практик потребления в СССР (1940–1960-е годы) // Петербургский исторический журнал. 2022. № 4. С. 45–61
Аннотация:
«Вы — не советские люди, советские люди много не едят», — упрекнул молодых рабочих местный начальник в ответ на просьбу обеспечить их талонами на питание, явно намекая на «завышенные» потребности своих полуголодных подчиненных. Осень 1945 г., совсем недавно закончилась война. Спустя четверть века другой «начальник», рангом повыше, наблюдая жизнь сограждан, рассуждал на ту же тему: «Потребительские тенденции развиваются быстрее космоса». Причину своей обеспокоенности Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев объяснял так: «Надо серьезно удовлетворять потребности народа, я задаю себе вопрос: где грань этим потребностям?» И получил ответную реплику: «Ее нет».
В статье рассматриваются основные тенденции трансформации условий и практик потребления в СССР как одного из ключевых показателей изменения уровня и качества жизни населения — от окончания Второй мировой войны до конца 1960-х гг. Вектор этих перемен условно можно обозначить как движение от «общества выживания» к «обществу потребления» и одновременно как ответ на отложенные ожидания 1945 г. Насколько этот процесс находился в русле мировых трендов и в чем заключалась советская специфика? Применимо ли вообще к советским социальным реалиям понятие «общество потребления»? Существовало ли оно как явление, о котором писал его главный теоретик и критик Ж. Бодрийяр? В фокусе исследования находятся условия реализации потребительских ожиданий и практик населения (экономические, политические, идеологические, ментальные), стратегии и мотивы потребительского поведения, изменение потребительского спроса и его ресурсного обеспечения. На основе анализа научной литературы, статистических данных и результатов социологических исследований делается вывод о постепенном формировании в СССР специфического, «советского» варианта общества потребления — «общества потребления в условиях дефицита».
Ключевые слова:
СССР, социальная политика, повседневность, потребление, уровень жизни, бедность, вещи, общественные настроения.
Автор:
Зубкова, Елена Юрьевна — д. и. н., главный научный сотрудник, руководитель Центра социальной истории России, Институт российской истории РАН (г. Москва).
E-mail: elena.zubkova@mail.ru