DOI 10.51255/2311–603X_2025_3_174
В. А. Веременко, Ю. В. Сутула. «Искусство убеждать» — иностранные детские смеси
на российском рынке в конце XIX — начале ХХ в. // Петербургский исторический журнал. 2025. № 3. С. 174–186
Аннотация:
В статье на основании широкого круга источников: рекламных текстов, работ гигиенистов и врачей, материалов специализированной и женской прессы, а также делопроизводственных документов — дается анализ роли рекламной кампании в распространении иностранных детских смесей на отечественном рынке в конце XIX — начале ХХ в.
В данный период в России было представлено более 20 иностранных фирм, предлагавших суррогаты грудного молока. Значительная стоимость этих продуктов делала их доступными только обеспеченной части населения страны. Именно на эту образованную публику и была рассчитана реклама, обещавшая высококачественный, полезный и легкий в применении товар. Неопределенная позиция врачей, часть которых также участвовала в рекламе смесей, обязательное присутствие продукции этих фирм на всех гигиенических выставках с атрибуцией «правильное питание», а также продуманная рекламная кампания обеспечили иностранным производителям практически монопольное положение на отечественном рынке искусственного детского питания.
Ключевые слова: детское питание, иностранные молочные смеси, ответственные родители, иностранные производители, рекламная кампания, врачи, гигиенисты.
Автор:
Веременко, Валентина Александровна — д. и. н., проф., зав. кафедрой истории России, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (г. Пушкин, Санкт-Петербург, Россия).
E-mail: v.a.veremenko@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-5217-560
Автор:
Сутула, Юлия Витальевна — аспирантка кафедры истории России, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (г. Пушкин, Санкт-Петербург, Россия).
E-mail: jmitlina@gmail.com
ORCID: 0000-0002-5338-0065