М. Г. Околович. К вопросу о реконструкции изразцового декора новгородских памятников
архитектуры // Петербургский исторический журнал. 2024. № 1. С. 98–107
Аннотация:
В статье поднимается проблема реконструкции изразцов в новгородской архитектуре при утрате изображения на лицевой пластине. Цель данного исследования — выявить, существует ли закономерность в размещении на фасадах новгородских памятников полихромных рельефных изразцов, установить связь между конструктивными особенностями новгородской архитектуры и декорацией фасадов изразцами определенного типа. В ходе исследования проанализированы принципы организации сохранного, частично сохранного и отреставрированного изразцового декора на фасадах новгородских памятников последней четверти XVII — начала XVIII в., впервые выявлены и описаны основные типы размещения изразцов. Наиболее характерным для новгородских памятников является размещение изразцов на фасадах в виде единичных вставок в ширинчатых углублениях. В такого рода декоре применялись изразцы с изображением трех цветов в фигурной рамке с разными вариантами компоновки композиции (в центре композиции или три цветка в рамке, или два фрагмента рамки с разрезанным букетом по краям). Существенный вклад в формирование облика новгородских храмов последней четверти XVII в. внес митрополит Корнилий, возглавлявший новгородскую кафедру в 1674-1695 гг. Выступая в роли заказчика, он предопределил формирование нового типа храма с характерным для Центральной России декоративным оформлением фасадов и архитектурных проемов интерьера. Документально подтверждено изготовление существенной части полихромных рельефных изразцов мастерами Иверского Валдайского монастыря по заказу митрополита. Между тем характер изображений некоторых изразцов существенно отличается от известных иверских типов. Остается под вопросом место производства данных изразцов, а также принадлежность к определенной региональной школе мастеров-изразечников, которые занимались их изготовлением.
Ключевые слова: изразцовое искусство, новгородский изразец, полихромные рельефные изразцы, архитектурный декор, новгородская архитектура XVII в., митрополит Корнилий.
Автор:
Околович, Марина Геннадьевна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Технологическое и художественное образование» Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород).
E-mail: Marina.Okolovich@novsu.ru
ORCID 0000–0002–8371–5663