П. Крафл. Средневековое церковное правосудие католической церкви на примере чешских епархий в предгуситский период // Петербургский исторический журнал. 2022. № 1. С. 108–126
Аннотация:
Католическая церковь создала обширную систему права, которая регулировала различные аспекты деятельности и работы, а также отношение церкви к светской власти (каноническое право). Стремление добиваться соблюдения церковных норм и наказывать за их нарушение привели к возникновению системы церковного правосудия. В исследовании представлено его формирование и форма на территории чешских земель. На их территории простиралась пражская церковная провинция, частью которой была пражская, оломоуцкая и литомышльская епархии. На уровне архидьяконского района, который являлся территориальной единицей в рамках епархий, в период высокого средневековья действовал архидьякон. Он обладал судебными компетенциями, прежде всего в области супружеского права и в вопросах ростовщичества. Его значение снижается в XIV в. С середины XIII в. формируются центральные судебные органы епархий. Тогда создавалось учреждение oфициала в оломоуцкой епархии. К концу того же века оно возникло также в пражской епархии. Вместе с этим в пражской епархии судебными правомочиями обладал также генеральный викарий, и здесь возникло специфическое учреждение корректора духовенства. Апелляция от митрополитного суда направлялась в папский суд Rota Romana. На территории епархий действовали папские судьи, так называемые консерваторы прав, которые судебным путем обеспечивали защиту церковных учреждений (монастырей, капитулов, костелов, университета) от их недругов. Епископская инквизиция была заменена папской инквизицией, Святой Престол назначал инквизитора с правомочиями на территории епархий. В пражской епархии возникло процессуальное руководство, которое составил Микулаш Пухник. Чешские реформаторские теологи в начале XV в. критиковали церковное правосудие, прежде всего коррупцию и отсутствие объективности судей. Гуситские теологи отрицательно относились к теории доказательств в каноническом процессе. Ян Гус в конце концов установил закон Божий как основную норму, стоящую над всеми правовыми нормами, включая церковные. Это привело к отказу от церковного правосудия, от папского суда, перед которым он был обвинен, и к обращению к Христу.
Ключевые слова:
каноническое право, церковное правосудие, епископское правосудие, церковный суд, архидьякон, oфициал, генеральный викарий, корректор духовенства, инквизитор, консерватор прав, инквизиция, Чехия, пражская епархия, оломоуцкая епархия, средневековье.
Автор:
Крафл, Павел — профессор, Университет им. Константина Философа, Нитра, Словакия.
E-mail: paotk@seznam.cz