В настоящее время существует множество различных методов анализа объектов историко-культурного наследия. Такие исследования являются неотъемлемой частью работ по атрибуции произведений, их консервации и реставрации, а также способствуют выявлению неаутентичных артефактов. Качество реставрационных работ напрямую зависит от полноты информации об объекте. В статье описывается реализация программы цифровой обработки по улучшению и восстановлению изображений музейных и архивных объектов, полученных с помощью неинвазивных методов исследования.
А.В.Корчилава, С.П.Ёлкин, Д.С.Прокуратов. Применение цифровых методов коррекции изображений для анализа объектов историко-культурного наследия // Петербургский исторический журнал. 2022. № 4. С. 145–163
Аннотация:
В статье описывается реализация программы цифровой обработки по улучшению и восстановлению изображений музейных и архивных объектов, полученных с помощью неинвазивных методов исследования. Каждый объект хранит множество информации, и до внедрения лабораторного подхода к исследованию исторических предметов получить ее можно было только с помощью атрибуции, т. е. стилистического анализа, где экспертизу проводит квалифицированный историк искусства на глаз. Данный метод имеет множество недостатков, таких как человеческий фактор, поскольку главным инструментом исследования для атрибуции является глаз, а базой данных — комплекс знаний и сведений, теоретической и практической подготовки конкретного специалиста. Стремление к решению подобных проблем привело к необходимости развития и совершенствования лабораторных методов анализа для дальнейших работ по исследованию, восстановлению и сохранению музейных объектов для будущих поколений. В данной работе проводилось рентгенографическое исследование частной картины неизвестного художника на базе лаборатории научной реставрации Государственного Эрмитажа. Полученные в ходе таких исследований изображения позволяют заглянуть во внутреннюю структуру образца и просмотреть стратиграфию картины слой за слоем: обнаружить внутренние дефекты, требующие реставрации, предыдущие зарисовки автора или скрытые надписи и эскизы. Анализ полученных изображений после лабораторного сканирования имеет тот же недостаток, что и атрибуция, — человеческий фактор, который может повлиять на качество поиска особенностей произведения искусства и дефектов на изображении. Практический смысл данной работы заключается в снижении влияния человеческого фактора на результаты исследования, оценки автоматизации процесса диагностики и получения информации за счет численной обработки: она дает улучшение, восстановление и детализацию фрагментов изображения.
Ключевые слова:
рентгенография, цифровая обработка, контраст, яркость, эквализация, фильтрация, улучшение изображения, восстановление изображения.
Авторы:
Корчилава, Алина Вадимовна — младший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.
E-mail: kor4ilava@itmo.ru
Ёлкин, Сергей Павлович — магистр Университета ИТМО.
E-mail: sip28@mail.ru
Прокуратов, Денис Сергеевич — младший научный сотрудник Государственного Эрмитажа.
E-mail: denis.prokuratov@gmail.com